Выставкав Доме-музее Марины Цветаевой

 
«Художник Шавкат и его жена Аллочка» 1971 г.
«Натюрморт с овощами и фруктами на подоконнике» 1989 г.
«Нежданный гость» 2013 г.
«Кресла» №5» 2012 г.
«Ожидание» 1994 г.
«Чай в саду (Портрет Ю.К.)» 1972 г.
«Примавера» 1999 г.
«Окуни и фиалки» 1974 г.
«Автопортрет с синей вазой» 1980 г.
Посвящается Марселю Прусту, 2014 г.

Наталия Брагина в Доме-музее Марины Цветаевой

Велик соблазн отнести автора, принципиально не ставящего перед собой никаких формальных художественных задач, к наивному искусству, но в случае с Наталией Брагиной мы допустили бы ошибку, поскольку в работах художника виден опыт изучения живописного мастерства и сознательный отказ от академической традиции. Этим зачастую определялся выбор вольных натур, не желающих принимать чужие художественные пути.

Искусство ХХ и ХХI века перепробовало, казалось бы, все возможные приемы и техники, развернуло и свернуло диалектические спирали, изобрело абстракционизм и пустоты в кейджевском смысле, вернулось к предметности и опять стремится избежать привычных форм, норм, догм, освобождаясь само и делая свободным своего создателя.

В своих работах Наталия Брагина достигла той степени независимости, при которой видимые, казалось бы, технические несовершенства, воспринимаются как хирургически точный жест, показывающий, насколько неслучайно расположение фигур на полотнах, насколько полновесно и убедительно решена задача цвета.

Существует странный и избегаемый профессиональным искусствоведением термин «арт-терапия», который в данном случае применим лишь для того, чтобы показать, что речь идет о не совсем обычном даре художника. Поток благожелательства и света, несомненно, являющийся внутренней сутью автора, содержится в каждой работе и явно считывается внимательным глазом.

Сложность, однако, заключается в том, что современный мир с его конфликтами, неврозами, цифровыми технологиями, в бездну раз увеличившимся объемом информации никуда не делся и стоит где-то рядом. Его присутствие отчетливо ощущает художник, предлагая свой способ сохранить себя в этом мире.

Н.В. Лепешонкова, художник, искусствовед. декабрь 2014-январь 2015 Источник: cultobzor.ru